"Прекрасно только то, что истинно, но не все, что истинно - прекрасно. "
Ф.Андрие

Тема 1

   Q: Право на проведение аттестации тренеров Всероссийским спортивными федерациями.

Тема 2

   Q: Привлечение педагогических работников к организации спортивно-оздоровительных лагерей.

Тема 3

   Q: Что кодекс новый нам готовит.

Тема 4

   Q: Что делать если Вашего спортсмена не допускают к участию в спортивном мероприятии?

тема 5

   Q: вопрос по поводу наименования общественной организации


Тема 1

   Q: Право на проведение аттестации тренеров Всероссийским спортивными федерациями.

   A:Мы начнём с нашего мнения, аттестоваться или нет – решать Вам и только Вам. Попробуем обосновать наше мнение.
Действительно ст. 16 Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее ЗОС) в права (обращаем внимание в права, а не в обязанности) Общероссийских спортивных федераций включено и право на проведение аттестации тренеров. Т.е. право есть, а что делать с этим правом ни кто не знает. Поскольку ЗОС не говорит о главном, с какой целью проводиться данная аттестация. Можете ли Вы заниматься педагогической деятельностью без прохождения данной аттестации. На этот вопрос даёт ответ Закон РФ «Об образовании». Ст. 53 данного закона говорит, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. К педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников (Типовое положение об учреждениях дополнительного образования). То есть если у Вас есть педагогическое образование, то государство даёт Вам право на ведение педагогической деятельности. И как Вы думаете, имеет ли право общественная организация оспорить права государства, если такие права не противоречат Конституции. Что касается аттестации педагогических работников, то Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных работников жёстко регламентируется:
Что данное порядок используется для образовательных учреждений, не зависимо от их ведомственной принадлежности (п.п. 1.1);
Что другого порядка проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений не допускается (п.п. 1.8);
Что на высшую педагогическую категорию аттестация проводиться аттестационной комиссией органа управления образования субъекта Российской Федерации (п.п. 3.1);
Что на первую педагогическую категорию аттестация проводиться аттестационной комиссией муниципального органа управления образования (п.п. 3.1);
Что на вторую педагогическую категорию аттестация проводиться аттестационной комиссией образовательного учреждения (п.п. 3.1);
Как видите ни чего про общественные организация, даже про спортивные федерации, и даже Всероссийские здесь не слова не сказано. А поскольку аттестация на квалификационные категории напрямую связана с заработной платой педагога (в том числе тренера-преподавателя), то Вы понимаете насколько это серьёзный вопрос. То есть прохождение аттестации в общественной организации, даже во Всероссийской спортивной федерации, не будет основанием не для Вашего права на ведение образовательной деятельности, не для Вашего статуса как педагога. То есть он бесцельна. Возможна такое право дано Всероссийской спортивной федерации для того, что бы проводить аттестацию своих работников. В этом смысл есть. Но не более. Данная аттестация легитимна только внутри данной спортивной федерации и не имеет силы за её пределами.


Тема 2

   Q: Привлечение педагогических работников к организации спортивно-оздоровительных лагерей.

   A:На наш взгляд данный вопрос заслуживает особого внимания, поскольку наши рекомендации могут помочь педагогическим работникам в организации летнего отдыха для своих воспитанников.
Порядок привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях утверждён приказом Министерства образования РФ от 29 марта 1993гю №113.
Как Вы можете использовать данный документ, будучи работником системы образования. Один из самых интересных моментов оговорён в п.п. 2.
За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений, направляемыми или привлекаемыми в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов (в т.ч. создаваемых предприятиями, профсоюзами и другими организациями) по проведению походов, экспедиций и экскурсий, органы управления образованием полностью сохраняют заработную плату. Т.е. если Вы являетесь работником спортивной или общеобразовательной школы, дома детского творчества или института и привлекаетесь сторонней организацией (например федерацией работником которой вы являетесь по совместительству) для проведения детского оздоровительного лагеря, туристического похода, экскурсии или экспедиции Вас обязаны не только отпустить с основного места работы, но и сохранить за Вами средний заработок!
Что касается Вашей заработной платы во время проведения оздоровительных лагерей. Данный приказ даёт основания для значительного увеличения вашей заработной платы в время работы в оздоровительных лагерях. Особо обращаем внимание, что основание, поскольку на это не всегда может быть возможность! За что Вам реально могут доплатить:
За систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%;
Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных учреждениях, расположенных в сельской местности (а многие лагеря проводятся именно в такой местности), ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%;
Педагогическим работникам, направленным в качестве руководителей (старших руководителей — при наличии нескольких групп участников) и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренного Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристских походов, экспедиций и экскурсий, их сложности и продолжительности.
Данный пункт будет интересен в первую очередь руководителям образовательных учреждений. В случаях необходимости и при наличии соответствующих средств органы управления образованием и образовательные учреждения могут принимать на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения и для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий студентов, специалистов предприятий, учреждений и организаций, работников образовательных учреждений в период их отпуска. Оплата труда указанных специалистов должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности.


Тема 3

   Q: Что кодекс новый нам готовит.

   A:

30 марта 2008г. вступил в силу раздел Трудового Кодекса РФ (далее ТК), регламентирующий особенности организации труда для тренеров и спортсменов. Что же теперь предписано кодексом?
Во-первых возникает вопрос – кто такой тренер? Большинство педагогических работников, работающих в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности являются тренерами-преподавателями. Вопрос не праздный, и на наш взгляд запутанный, поскольку ТК под тренером подразумевает работника, трудовая функция которого состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. То есть тренером может быть и учитель физкультуры, готовящий учащихся школы к соревнованиям даже районного масштаба.
Что надо знать:
- Тренер не имеет право работать по совместительству без согласия работодателя по основному месту работы;
- Тренеру предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 4 календарных дней;
- Уволиться по собственному желанию тренер или спортсмен имеет право предупредив об этом работодателя не менее чем за 1 месяц (для других категорий работников 2 недели);
- Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования.
- Работодатели обязаны по вызовам (заявкам) общероссийских спортивных федераций направлять спортсменов, тренеров с их письменного согласия в спортивные сборные команды Российской Федерации для участия в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных мероприятиях в составе указанных команд. И по логике ТК работодатель обязан и оплачивать командировочные расходы, абсурд, но тем не менее… И много другое…


Тема 4

   Q: Что делать если Вашего спортсмена не допускают к участию в спортивном мероприятии?

   A:

Нам уже неоднократно задавали вопросы, могут ли спортсмены быть не допущены к участию в соревновании и если да, то кто имеет на это право и какова процедура.

Вопрос не праздный, поскольку многие нечистоплотные функционеры от спорта используют право на допуск спортсменов к участию в соревновании в качестве шантажа или рычага воздействия на неугодных им представителей. Мы с таким отношением сталкивались на соревнованиях от самого низкого уровня (городских) до самого высокого (чемпионат Мира). Попробуем прояснить ситуацию по данному вопросу.

Во-первых, Ваших спортсменов действительно могут не допустить к участию в соревновании, но данное действие должно быть оформлено письменно, мотивировано и осуществлено строго в соответствии с законодательством РФ. Поскольку именно законодательством РФ гарантировано обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения (Ст. 3 ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в дальнейшем ЗОС), а так же право спортсмена на участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях (ст. 24 ЗОС). Как видим, если спортсмен необоснованно не допущен к участию в соревновании, лица, не допустившие спортсмена к соревнованиям, совершают правонарушение, ущемляя права спортсмена, а в случае соревнований среди детей, ещё и права детей.
Кто же имеет право не допустить спортсмена к участию в соревновании и несёт персональную ответственность по данному факту. Как правило, главная судейская коллегия (ГСК) и лично главный судья соревнований.
Что же может быть основанием не допуска спортсмена к участию в соревновании. Здесь необходимо разделить соревнования на две категории: официальные и внутренние. Внутренние соревнования, это спортивные мероприятия, проводимые субъектами физкультурно-спортивного движения для участников (членов) данного движения. Ну например, первенство куба, федерации, завода, школы и.т.д. Понятие официального соревнования часто встречается в ЗОС, но сам закон не объясняет, что данное понятие обозначает. ЗОС указывает только условия признания мероприятия официальным – включение такого мероприятие в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Но для рассматриваемого случая этого достаточно. Любое мероприятие включённое Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований является официальным.
Согласно ЗОС основанием для отказа в допуске к участию в спортивном мероприятии может быть одно – нарушение положения (регламента) проведения спортивного мероприятия. И это основание равносильно для спортивных мероприятий официальных и внутренних. Единственное различие заключается в том, что внутреннее мероприятие проводиться для ограниченного круга людей и положение о его проведении может содержать элементы законодательства, ну например, о некоммерческих организациях, то есть, например, допускать к соревнованию только членов данной некоммерческой (или общественной) организации. Или, напротив, содержать условия не допущения к участию в спортивном мероприятии спортсменов, например, не уплата членских взносов. Главное, что бы данные ограничения не противоречили Уставу данной организации.
Если мы говорим о спортивных мероприятиях официальных, то здесь всё гораздо строже. Согласно ст. 4 ЗОС Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить ЗОС, а поскольку официальные спортивные мероприятия исключительная компетенция ЗОС, то другие законодательные акты не могут приниматься в учёт в данном вопросе. Т.е. отказ спортсмену в участии в спортивном мероприятии по причине того, что он не является членом одной из проводящих организаций, или не уплатил членские взносы является незаконным. Ст. 20 ЗОС оговорено, что общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. То есть, пункты положения о проведении официального спортивного мероприятия и его содержание (в том числе условие допуска спортсменов к участию в спортивном мероприятии) строго регламентируется РОССПОРТОМ. Кстати, информация к размышлению, на всех официальных спортивных мероприятиях, проводимых при долевом участии РОССПОРТА, стартовые взносы не взимаются!
Мы взяли на себя смелость разместить на нашем сайте официальное положение о Всероссийских соревнованиях по ушу на 2008г., представленное нам РОССПОРТОМ (смотри в разделе, посвящённом правилам соревнований).
Тогда по какой же причине спортсмен может быть не допущен к участию в соревновании. Для примера обратимся к вышеназванному положению.
В введении сказано, что данное «Положение о всероссийских соревнованиях по ушу на 2008г.» утвержденное Росспортом является основанием для командирования спортсменов и тренеров на всероссийские соревнования при наличии вызова ФГУ «ЦСП». Как мы видим, вызов ФГУ «ЦСП» является основанием для командирования, а не для участия и отсутствие вызова ФГУ «ЦСП» не может быть рассмотрено как основания не допуска спортсмена к участию в спортивном мероприятии.
Положением предусмотрено, что спортсмены обязаны быть застрахованы, а оригинал договора о страховании должен быть представлен в мандатную комиссию. Отсутствие договора является основанием отказа спортсмену в участии в спортивном мероприятии.
Далее нам интересен пункт – Требование к участникам соревнования и условия их допуска. Здесь уже могут быть вариации. Например, к соревнованиям допускаются сборные команды Федеральных округов или сборные субъектов Российской Федерации. Если спортсмен не является членом названной сборной, то он не допускается к участию в соревновании. Со сборной субъекта Российской Федерации всё ясно. Ст. 8 ЗОС чётко разграничивает здесь полномочия, а именно к полномочиям субъекта Российской федерации относиться наделение статусом "Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации" коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. То есть если органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области спорта утверждает заявку на участие в соревновании, то это является подтверждением того, что в неё включены члены сборной субъекта Российской Федерации и отказать спортсменам в участии по данному основанию не имеют право. В случае если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области спорта делегируют права (ну например на основании договора) какой либо организации формирование сборной субъекта Российской Федерации, то достаточно предоставить в мандатную комиссию данный договор и утверждённый списочный состав сборной субъекта Российской Федерации. И в данном случае, на наш взгляд, отказать спортсмену в участии в соревновании, не ущемив его права, ГСК не имеет права.
Понятие сборной федерального округа законодательством РФ не предусмотрено. На наш взгляд здесь приемлемо говорить об отборочном этапе для членов сборных субъектов РФ. То есть, например, допускаются спортсмены, членов сборных субъектов РФ, входящих в данный федеральный округ, занявшие 1 или 1 и 2 место на соревнованиях окружного масштаба. Такой подход общепринят, хотя допускаются и альтернативы. Единственное правило для альтернативного решения, оно не должно противоречить законодательству РФ, и в первую очередь, в разделах гарантирующих права спортсменов и детей.
Ограничение по количеству участников. Нарушение данной квоты является ошибкой командирующей организации и спортсмены, свыше данной квоты могут быть не допущены к участию в спортивном мероприятии.
В состав делегации, помимо спортсменов, входят – 1 руководитель делегации, 1 тренер, 3 судьи (не ниже второй категории). Стажеры допускаются к судейству исключительно в качестве наблюдателей. Представитель команды не может одновременно быть судьей и участником соревнования. Обращаем Ваше внимание на то, что следующим пунктом положения оговорено, что команда, не предоставившая трех судей, решением технического комитета может быть не допущена до соревнования, то есть отсутствие руководителя и тренера по логике данного документа не является основанием для снятия команды с соревнования. Хотя и обязательное наличие судей вопрос достаточно спорный. На наш взгляд права спортсменов и тем более детей ущемляются данным пунктом. Но тем не менее. С другой стороны предоставление судей вопрос то же не простой. Для того, что бы судья участвовал в обеспечении проведения спортивного мероприятия, он должен быть принят на работу в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, поскольку на него возлагаются трудовые обязанности, со всеми вытекающими от сюда последствиями. Ему должны быть возмещены транспортные расходы, расходы на проживание, суточные, а так же предусмотрена заработная плата в соответствии с утверждёнными нормами РОССПОРТОМ. Я думаю, на таких основаниях предоставить судей не составляет проблемы.
Участники, тренеры и судьи в составе делегации должны приезжать в день предшествующий соревнованиям и уезжать не позднее, чем на следующий день после соревнования. То есть, если Вы задержались с заездом, то это является основанием не допустить Ваших спортсменов к участию в спортивном мероприятии.
Следующий важный пункт – это заявка на участие в спортивном мероприятии.
Что касается предварительных заявок, то они, как правило, подаются по телефону или факсу. Сразу обратим Ваше внимание, если Вас не допускают по факту не подачи предварительной заявки, это не законно, поскольку подтвердить факт отсутствия предварительной заявки у организаторов не будет возможности.
Мы были удивлены, но требований к заявкам в рассматриваемом положении не предъявлены. В том числе по медицинскому допуску. Ну, как мы все понимаем, это является обязательным условием для участия в соревновании. Любая выявленная фальсификации в заявке или представляемых документах является основанием для недопущения спортсмена к участию в спортивном мероприятии.
Ну и, конечно же, наличие документов, необходимых для мандатной комиссии. Отсутствие любого из них, является основанием для отказа спортсмену в участии в спортивном мероприятии.
Что делать если Ваших спортсменов не допускают к спортивному мероприятию, а Вы с этим не согласны. В письменном виде подать в ГСК запрос на выдачу Вам уведомления в мотивированном отказе (с указанием пунктов и содержания нарушений положения) тем или иным спортсменам в участии в спортивном мероприятии. Запрос подаёте в двух экземплярах. На втором экземпляре главный секретарь ставить регистрационный номер входящего документа, дату, время и свою подпись. Если Вам отказывают в выдачи письменного отказа, запротоколируйте данный факт, завизируйте протокол у двух свидетелей (указав ФИО, адрес проживания, паспортные данные).
Подайте протест в ГСК, второй экземпляр с сопроводительным письмом направьте в РОССПОРТ.



тема 5

   Q: вопрос по поводу наименования общественной организации

   A:

  Минюст, ссылаясь на п.16 ст.2, п.4 ст. 13 ФЗ "О физкультуре и спорте в РФ" от 04.12.2007 329-ФЗ настаивает на исключении из названия нашей организации (правовая форма – некоммерческое партнёрство) слово "федерация" (Некоммерческое партнёрство «Федерация традиционного ушу») поскольку спортивные федерации могут осуществлять свою деятельность только в организационно-правовой форме "общественная организация 

Могли бы вы прокомментировать это требование Минюста.

 Вы не являетесь спортивной федерацией, поскольку в соответствии с п.п. 16 ст. 2 ЗОС (ФЗ "О физкультуре и спорте в РФ" от 04.12.2007 329-ФЗ) спортивной федерацией является общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

В соответствии со ст. 21 ЗОС Признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины должны быть включены во Всероссийский реестр видов спорта. Т.е. если род деятельности (в нашем случае традиционное ушу) не включен во Всероссийский реестр видов спорта (а он не включён) то такой род деятельности не признаётся спортом.

В соответствии с п.п. 5 ст. 13 СОЗ, федерация является спортивной в результате её государственной аккредитации органом исполнительной власти субъекта РФ в области спорта. Поскольку таковой аккредитации у Вас нет, то и спортивной федерацией Вы признаваться не можете.

Т.е, развивая традиционное ушу, Вы не являетесь организацией, развивающей вид спорта.

Т.е. будучи Некоммерческим партнёрством «Федерацией традиционного ушу» Вы, на наш взгляд, имеете право в своём наименовании использовать слово «Федерация». Поскольку традиционное ушу не вид спорта, а Вы не спортивная федерация, то нарушения законодательства включением в наименование «федерация» по виду деятельности «традиционное ушу» мы не усматриваем.

 

Если Вам очень дорого наименование «федерация» рекомендуем проконсультироваться ещё раз в Минюсте, опираясь на наши разъяснения (понятно в корректной форме, поскольку Минюст всегда прав!).